Экскаватор в строительстве

Экскаватор в строительстве – вещь незаменимая.

Землеройные работы – копание и перемещение грунта – полностью лежат на сильных железных плечах этой мощной строительной машины.

В строительстве применяются одноковшовые экскаваторы,  так как они имеют высокую производительность. Рабочий орган экскаватора – подвижный ковш, который закрепляется на стреле или канатах. При неподвижном корпусе экскаватора его ковш перемещается относительно разрабатываемого грунта и копает его, загружаясь. Рабочее место эскалатора называется забоем. Участки грунта, разрабатываемые экскаватором по мере передвижения – проходка. Экскаватор может осуществлять работу лобовыми (продольными) и боковыми (поперечными) проходками. Разработанный грунт может выгружаться в отвал, в насыпь или в кузов автосамосвала.

Рассмотрим основные квалификации экскаваторов. По типу ковша экскаваторы наиболее распространены «прямая лопата», «обратная лопата». Рассмотрим принципиальные различия этих видов. Прямая лопата используется для копания грунта выше уровня экскаватора (см. рисунок)

Экскаватор «прямая лопата» обеспечивает наибольшую производительность. Применяется для погрузочных работ. 

Обратная лопата - для копания грунта ниже уровня экскаватора. Применяется при копании траншей, котлованов, а также для планирования откосов и отсыпки насыпей. Может применяться для погрузочных работ. 

Ковш экскаватора может свободно поворачиваться в горизонтальной плоскости вместе с поворотной платформой – такие экскаваторы называются полноповоротными. Распространён и тип экскаватора, когда ковш может перемещаться лишь вправо или влево, затем фиксироваться в нужном положении с возможностью поворота на угол 45-90 градусов. Такие экскаваторы называются неполноповоротными.

Также экскаваторы могут иметь автомобильное, пневмоколёсное или гусеничное шасси, или навешиваться на трактор.

Экскаваторы на автомобильном шасси имеют высокую скорость перемещения, оборудованы поворотным ковшом и телескопической стрелой, что позволяет переходить от прямой лопаты к обратной. В качестве двигателя используется двигатель автомобиля-основы, а может использоваться и отдельный двигатель. Пневмоколёсные экскаваторы имеют свои собственные колёса на пневматических шинах. Имеются также выносные опоры для повышения устойчивости. Преимущество гусеничных экскаваторов в том, что они могут работать на слабых или очень увлажнённых грунтах, так как, несмотря на большую массу, обладают малым давлением на поверхность грунта.

Кроме этого, экскаваторы бывают дизельные и электрические. Дизельные экскаваторы используются при необходимости больших передвижений экскаватора – например, при дорожном строительстве. Если экскаватору нужно перемещаться на малые расстояния или просто находиться на месте, то используется электрический привод.

В механических экскаваторах роль передатчиков движения от двигателя к рабочим органам выполняет система валов, шестеренок и разных передач. В гидравлических экскаваторах (самых распространённых) передачу движения осуществляют гидронасосы и гидродвигатели. Механические экскаваторы чаще всего одномоторные, а гидравлические – многомоторные.

Наболее известные мировые производители экскаваторов - компании Komatsu, Caterpillar, Kato; в СНГ – ТВЕКС (Тверь), Ковровец (Ковров), Уралвагонзавод, КРАНЕКС, Донецкий экскаватор, ЭКСМАШ. В Клину и Солнечногорске нет производства экскаваторов, но есть много фирм, предоставляющих услуги по землеройным работам, а также продаже и аренде экскаваторов.